Научные и научно-методические работы

Учебные пособия

Методика обучения русскому языку как иностранному: учеб.-метод. комплекс для студентов-иностранцев нефилологических специальностей / Н. Л. Шибко. – Минск: БГУ, 2011. − Деп. в БелиСА 28.02.2011

Учебно-методический комплекс cодержит рабочую программу и тематический план курса, методические рекомендации по изучению дисциплины, курс лекций, практикум, тестовые материалы и практические задания, вопросы к экзамену. Лингвистические, научно-методические и учебно-методические материалы комплекса направлены на совершенствование коммуникативной компетенции, формирование методических навыков и развитие методических умений будущих преподавателей. Предназначен для иностранных студентов и стажеров.

Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного : учеб. пособие для иностранных студентов филологических специальностей / Н.Л. Шибко. — СПб. : Златоуст, 2014. — 336 с.

В учебном пособии рассматриваются общие вопросы преподавания русского языка как иностранного, методика обучения языковым аспектам и видам речевой деятельности. Лингвистические, научно-методические и учебно-методические материалы пособия направлены на совершенствование коммуникативной компетенции, формирование методических навыков и развитие методических умений будущих преподавателей. Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей, в том числе и иностранных.

Синонимия синтаксических средств: простое и сложное предложение. Сборник заданий по русскому языку как иностранному / : учеб. пособие для иностранных студентов филологических специальностей / Н.Л. Шибко. — СПб. : Златоуст, 2015. — 288 с.

В сборнике заданий рассматриваются типы отношений в структуре простого и сложного предложения, систематизируются средства их выражения. Реализован принцип нарастающей трудности: от наблюдения и осмысления языковых фактов к активному использованию грамматического явления в связной речи. Предназначен для студентов-иностранцев основного этапа обучения (В1+ и выше).

Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук

Развитие культуроведческих умений у иностранных студентов филологических факультетов при обучении говорению (на материале односоставных предложений русского языка): дис. … канд. пед. наук : 13.00.02  / Н.Л. Шибко; Белорус. гос. ун-т. – Мн., 2003. − 150 с.

Научные статьи
  1. Стереотипы о китайцах в белорусском обществе: на пути к взаимопониманию или конфликту? / Н.Л. Шибко, Ге Инь // Актуальные проблемы организации учебного процесса и обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях: сборник научных статей / редкол: С.И. Лебединский (отв. редактор) [и др.]. − Минск, 2013. – С. 38-42.  
  2. Место личности в подходах к обучению иностранным языкам / Н.Л. Шибко  // Русский язык и литература: Проблемы изучения и преподавания в школе и вузе. 2011: Сб. науч. тр. – Киев, 2011. – С. 230-234.  
  3. Личностные и психологические аспекты обучения межкультурному общению / Н. Л. Шибко // Язык и социум: материалы IX Междунар. науч. конф. Минск, 3-4 дек. 2010 г. В 3 ч. Ч. 1 / редкол. : И. С. Ровдо (отв. ред.) [и др.]: под общ ред. Л. Ф. Гербик – Минск : Изд. центр БГУ, 2011. – С. 162 – 165.  
  4. Личностный аспект современных лингводидактических направлений / Н. Л. Шибко // Формирование языковой компетенции в процессе профессиональной подготовки специалистов: традиции, новации, опыт внедрения современных технологий обучения: материалы Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 24−25 марта 2011 г./ под ред. С. Н. Короткой. – Минск: ВА РБ, 2011. – Т.2. – С. 258 – 261.  
  5. Личностный аспект современных лингводидактических направлений / Н. Л. Шибко // Формирование языковой компетенции в процессе профессиональной подготовки специалистов: традиции, новации, опыт внедрения современных технологий обучения: материалы Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 24−25 марта 2011 г./ под ред. С. Н. Короткой. – Минск: ВА РБ, 2011. – Т.2. – С. 258 – 261.  
  6. Курс методики обучения русскому языку как иностранному: особенности создания учебно-методического комплекса для студентов-иностранцев нефилологических специальностей / Н.Л. Шибко  // Эффективная интеркультурная коммуникация: разрушение стереотипов и прототипов: сборник научных трудов / сост. Н.И. Гетьманенко, под ред. А.Д. Дейкиной, Н.И. Гетьманенко. — М.: ИЛЕКСА, 2010. — С. 279—288.  
  7. Курс методики обучения русскому языку как иностранному: особенности создания учебно-методического комплекса для студентов-иностранцев нефилологических специальностей / Н.Л. Шибко  // Эффективная интеркультурная коммуникация: разрушение стереотипов и прототипов: сборник научных трудов / сост. Н.И. Гетьманенко, под ред. А.Д. Дейкиной, Н.И. Гетьманенко. — М.: ИЛЕКСА, 2010. — С. 279—288.  
  8. Обучение межкультурному общению как один из культуроведческих подходов в современной лингводидактике / Н.Л. Шибко  // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития: материалы IV Межд. науч.-метод. конф., Минск, 20—21 мая 2010 г. / Белорус. гос. университет; редкол.: С.И. Лебединский (пред.) [и др.]. — Минск, 2010. — C. 244—247.  
  9. Обучение межкультурному общению в современном иноязычном образовании: парадигма, подход или перспектива? / Н.Л. Шибко  // Актуальные проблемы организации учебного процесса и обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях: сборник научных статей /редкол. : С.И. Лебединский (отв. ред.) [и др.]. — Минск: изд. центр БГУ, 2010. — С. 131—136.  
  10. Содержание психолого-педагогической компетенции в структуре профессиональной компетенции преподавателя РКИ / Н.Л. Шибко // Актуальные проблемы организации учебного процесса и обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях: сборник научных статей / редкол: С.И. Лебединский (отв. ред.) [и др.]. — Минск, 2008. — С. 218—222.   
  11. Профессиональная компетенция преподавателя РКИ: проблема определения, содержания, структуры / Н.Л. Шибко  //Русский язык — первый язык общения в космосе: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 18—19 декабря 2007 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: И.Н. Потапов (отв. ред.) [и др.]. — Витебск, 2007. — С. 149—155.  
  12. Учебники РКИ: сравнительный анализ коммуникативной ценности и культуроведческого потенциала / Н.Л. Шибко  // Русский язык и литература в XXI веке: теоретические проблемы и прикладные аспекты: материалы Междунар. конгресса, посвященного Году русского языка, Астана, 18—19 октября 2007 г./ Российский центр науки и культуры; ответ. ред. Н.Ж. Шаймерденова. — Астана, 2007. — С. 287—295.  
  13. Развитие культуроведческих умений иностранных студентов при обучении говорению / Н.Л. Шибко // Вопросы языка и литературы в современных исследованиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура, истоки, традиции, взаимодействие». VIII Кирилло-Мефодиевские чтения, 15−16 мая 2007 года. − Выпуск 3. – М.-Ярославль, 2007. – С.248 – 253.  
  14. Культуроведческий материал учебника как средство развития эмоционально-ценностного отношения к русской культуре при обучении общению / Н.Л. Шибко // Состояние и перспективы обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях Республики Беларусь: материалы межвуз. науч.-метод. семинара. 11 мая 2006 г., Минск / редкол: С.И. Лебединский (пред.) [и др.] – Мн.: Изд. Центр БГУ, 2006. – С. 62 – 69.  
  15. Коммуникативная компетенция как компонент профессиональной компетенции преподавателя РКИ: структура и содержание / Н.Л. Шибко // Вестник БООПРЯИ. — 2006. — № 1(05). — С. 62—66. 
  16. Развитие культуроведческих умений иностранных студентов при обучении говорению / Н. Л. Шибко // Пути поднебесной: сб. науч. тр. Вып. 1. Ч. 1 / Белорус. гос. ун-т; редкол.: А. Н. Гордей (отв. ред.), У. Хунибнь (зам. отв. ред.) [и др.]. — Минск, 2006. — С. 262—269. 
  17. Развитие культуроведческих умений иностранных студентов при обучении говорению / Н. Л. Шибко // Пути поднебесной: сб. науч. тр. Вып. 1. Ч. 1 / Белорус. гос. ун-т; редкол.: А. Н. Гордей (отв. ред.), У. Хунибнь (зам. отв. ред.) [и др.]. — Минск, 2006. — С. 262—269. 
  18. Культуроведческие ошибки в речи иностранных студентов-филологов/ Н.Л. Шибко // Актуальные проблемы обучения русскому языку иностранных студентов в вузах Республики Беларусь: Сб. науч. статей / Белорусский государственный университет; С.И. Лебединский  (отв.ред.). – Минск, 2004. – С. 10 – 14.
  19. Роль полимодальных источников культуроведческой информации в обучении говорению иностранных филологов / Н.Л. Шибко // Русский язык: система и функционирование: Материалы международной конференции, Минск, 18−19 мая 2004 : В 2 ч. Ч. 2. / Белорусский государственный университет. – Минск, 2004. – С.246 – 248.
  20. Комплекс речевых упражнений по развитию культуроведческих умений у иностранных студентов филологических факультетовпри обучении говорению / Н.Л. Шибко  // Вестник БООПРЯИ. — 2003. — № 2. — С. 59—69.
  21. Культуроведческий аспект синтаксиса в обучении РКИ / Л.Н. Чумак, Н.Л. Шибко // Русский язык за рубежом. – 2001. – № 4 – С. 30–34.  
  22. Социокультурные ошибки в говорении иностранных филологов постдипломного этапа образования/ Н.Л. Шибко // Современное состояние методики преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития: Сборник докладов науч.-метод. конф., Минск, 20 декабря 2001г. / РИВШ БГУ. – Минск, 2001. – С. 101−107.
  23. Особенности обучения обобщенно-личным предложениям в иностранной аудитории / Н.Л. Шибко // Язык и социум: материалы IV Междунар. научн. конф., Минск, 1−2 декабря 2000 г.: В 2 ч. Ч. II. / Белорусский государственный университет. – Минск, 2001. – С. 183−187.
  24. Культуроведческий потенциал предложения в русском языке/ Н.Л. Шибко // Народная асвета. – 2001. − № 1− С. 144−149.
Отчеты о мероприятиях для иностранных студентов

А1. Элементарный (Elementary)

Поехали! 

Русский для начинающих

А2. Базовый (Basic, Pre-Intermediate)
В1. Пороговый (Intermediate)

Давайте поговорим?

Разговорная практика на русском языке

В1. Пороговый (Intermediate)
В2. Пороговый продвинутый (Upper-Intermediate)

Улучшай свой русский!

Разговорная практика и русская грамматика

В2. Пороговый продвинутый (Upper-Intermediate)
С1. Свободное владение (Рroficiency)

Говори по-русски свободно!

Все программы обучения

А1. Элементарный (Elementary)

Приятно познакомиться! 

Русский для начинающих

А2. Базовый (Basic, Pre-Intermediate)
В1. Пороговый (Intermediate)

Давайте поговорим?

Разговорная практика на русском языке

В1. Пороговый (Intermediate)
В2. Пороговый продвинутый (Upper-Intermediate)

Улучшай свой русский!

Разговорная практика и русская грамматика

В2. Пороговый продвинутый (Upper-Intermediate)
С1. Свободное владение (Advanced )

Говори по-русски свободно!

Практика общения в реальной коммуникации

Методика преподавания русского языка как иностранного

Программа для преподавателей