Frequently Asked Questions

 

A teacher of Russian as a foreign language possesses methods that allow him to teach students, even if the teacher does not know the students’ native language or neither student nor teacher know English. Most textbooks on Russian as a foreign language are based on those methods.
Many experts say that when a teacher speaks a student’s native language or English a lot in a lesson, this makes his student «relaxed» in learning language and reduces motivation to study. As a result, speech skills that are important for communication in a foreign language develop more slowly. What’s the point of thinking over how to express your ideas in Russian if you can do it in English and your teacher understands you? Why do you need to recall an appropriate word for your phrase in Russian if you can say it in English and then repeat it in Russian after your teacher, and then … successfully forget this word. Your teacher translated a Russian phrase into your native language or English, you understood what that meant, but ... you can hardly repeat or build a similar one.
I speak English and use it in our lessons if necessary. I can translate some words and phrases into English or suggest a student to look a word up in a dictionary. My students know my motto: "The more they learn Russian, the worse I «know» English.” A professional teacher of Russian as a foreign language has a specific skill. He can talk in Russian with every student in a different way depending on his student’s Russian language proficiency.
If you attend my classes, you will notice that communication in both elementary and advanced levels can be interesting and informative.
Our first meeting lasts 20−30 minutes, and it can be on Skype. Our first meeting is free. We will get to know each other. I'm interested in why you want to learn Russian, how you plan on using it in your life, and what you would you like to do in our classes. If you studied Russian before, I can offer you some tests that you can do for our next lesson.
We will also discuss the details of our classes. How many times a week would you like to have classes? What time are you available? How long of a lesson do you prefer?
Our first meeting will help me plan our next lessons better and allow me to pick up training materials especially for your needs and interests. If we make an agreement regarding your Russian classes, we will schedule our first lesson. For our first meeting you can invite an interpreter who speaks Russian, English, or your native language.
Yes, you can schedule a free trial lesson (20−30 minutes). We can hold it after our first meeting.
In teaching Russian as a foreign language, I use a communicative approach. In our classes we communicate (speak, listen to training and authentic audio, watch videos, read texts that are interesting to you, write about what you want to express on paper).
Of course, you will need knowledge of vocabulary and grammar, especially if you have just started to learn Russian. We will do grammar exercises and revise words in different contexts, but only to the extent that this knowledge is important to you at your language proficiency level. These lexical and grammatical tools will help you express your ideas in Russian. There will be entertaining and interesting exercises and game tasks. You will be able to talk about yourself and your life and interests, and you’ll also be able to master grammar patterns and words at the same time.
Any teacher will tell you that there is no ideal textbook on Russian as a foreign language. Each textbook has its pros and cons, and some will meet one student’s needs and interests and not meet another student’s requirements.
For each of my students, I select a primary textbook. You will be able to learn its material at home, review topics that have already been studied, and go back to them and revise material if necessary. In addition to the main textbook, I will offer you training materials that I designed for my students in addition to excerpts from other textbooks on Russian as a foreign language. These materials will allow you to master your language skills better and to make the learning process more effective for you.
Throughout our classes you will be picking up and systematizing training materials, and as a result you will have an individual training packet that will contain all the topics you have studied. My experience shows that my students consider this packet a «piggy bank» of their language learning achievements, and they use it to review what they have learned in our classes.
The duration of a lesson depends on what type of Russian language classes you prefer: classical regular classes, intensive courses, or consultations. My teaching experience shows that 60 minutes is an optimum duration for a language lesson.
If you prefer an intensive Russian course and want to use the lesson time for maximum immersion in language learning, your lesson can be 90 minutes.
If you plan to have classes over Skype, I recommend you choose 60 minute lessons. My face-to-face and online classes with different students have shown that the same person begins to feel fatigue and a reduction of concentration and efficiency more quickly when lessons are on Skype.
If you are 14−18 years old, I recommend 45 minute Russian classes.
You improve your speaking and writing skills every lesson. Communication assumes that we are discussing something with conversational partners, talking to ourselves, asking people questions and listening to them, and trying to understand someone else's position. We learn something through reading, and we express our ideas in writing. It would be difficult for us to communicate if we did not have communication tools such as grammar patterns, vocabulary, and pronunciation rules. This idea determines the structure of a lesson. Generally, Russian as a foreign language lessons include:
  • Greeting, small talk, and our news exchange. From the beginning of our first lesson we will have been doing it in RUSSIAN, regardless of the level of your Russian language proficiency.
  • Speech etiquette (You can learn and practice how to greet, apologize, express gratitude, request, etc.).
  • Conversation practice (dialogues with a teacher, student’s monologues, listening to texts and discussing their ideas).
  • Reading (reading texts and answering questions about their topics, discussing their characters and ideas).
  • Composition (writing essays according to your level of Russian language proficiency).
  • Learning Russian culture (from the etymology of the words «Здравствуйте» and «Спасибо» to the discussion of Russian works of literature).
  • Practice using grammar patterns and new words (work with visual grammar materials and grammar tables, exercises and games with new words, etc.).
  • Pronunciation practice.
When I am preparing for your lesson, I plan homework for you. It might be some texts, audio, video, or language exercises that allow you to strengthen acquired knowledge and skills, to prepare you for learning new grammar material, and to practice conversational skills for the next classes.
My experience in teaching Russian as a foreign language shows that doing homework regularly is very important for the successful speech practice of my students. I support doing homework, but I offer it if my student wishes. Obviously, our communication and learning processes during lessons will be more effective, creative and, as a result, more interesting and authentic if you are prepared in advance. I consider doing homework a student's responsibility. If he does not want or cannot do it or did not have time before our lesson... no problem, as this is his choice. We will just need some extra time during the lesson for reviewing exercises that he could have done at home.
If you are just starting to learn Russian, I recommend you have 2−3 classes a week. If you have an advanced Russian language proficiency and plan to work on your language yourself, you can have one lesson a week. In this lesson we can discuss your homework and your difficulties, and you can get my feedback on your language learning process and receive homework for the next class.
You make a decision for yourself how many times a week you would like to have Russian classes. I can advise a schedule for you, but the choice is yours. I recommend my students hold the following schedule.
  • А1. Elementary
  • А2. Pre-intermediate 
  • 2−3 lessons a week. Duration of a lesson is 60−90 minutes
  • А2. Pre-intermediate
  • В1. Intermediate
 
  • 2−3 lessons a week. Duration of a lesson is 60 minutes
  • В2. Advanced; Upper-intermediate
  • С1. Proficiency
  • 1−2 lessons a week. Duration of a lesson is 60 minutes
  • 1 lesson a week. Duration of a lesson is 90 minutes

This is the necessary amount of lessons that allows you to feel successful in mastering you Russian. Sure, you can have classes more or less often. I leave the choice to my student, but you should understand that your achievements in language acquisition depend on the correct scheduling of you language activities.
Currently I am teaching Russian as a foreign language to my students and studying English myself over Skype. My experience as a teacher and a student as well helps me make my lessons the most effective for you. During your Russian lesson on Skype you will feel comfortable and you may experience the same limitations that you feel when communicating with friends, relatives and colleagues on Skype. In the era of online education, people have already appreciated how convenient it is to learn foreign languages on Skype in a comfortable home atmosphere.
They feel confident and relaxed in front of a monitor, on the other side of which they can see their tutor. No doubt, teaching foreign languages online requires a teacher to have special online tutoring experience, an ability to maintain contact with a student, and an ability to monitor students’ physical and emotional conditions. The teacher should have training materials that can be presented online and provide student access to them. It is important for a teacher to know electronic resources and websites on the Internet that can be recommended to students for their homework and for practicing Russian.
We schedule our lesson in advance, and 2−3 minutes before I «invite» you to our online meeting with a short message on Skype. Our lesson begins with small talk and our news exchange in Russian. Then we review training material that you need this lesson and discuss the difficulties that you had doing your homework. The main part of a lesson usually includes a demonstration of new training material (grammar rule, texts, audio, video, etc.) and its discussion. You practice using grammar patterns and new words in our conversation in Russian. Messaging exchange and screen sharing mode on Skype help me to show you necessary texts, pictures, video, etc. You can also show me your monitor’s screen when we are reviewing your homework or you are telling me about yourself and your news.
Over the years of my work with students on Skype, I have created a lot of tables, diagrams, picture dictionaries, training materials with authentic texts and videos in Russian, all designed for teaching online. I have a large library of electronic books for Russian as foreign language learners. Depending on your needs and interests, we will use these materials or fragments of them.
During our classes you will be picking up and systematizing training materials that help you review what you have learned in our classes.
Based on the results of your work during a lesson, I prepare homework tasks for you and send it to your e-mail within 2−10 hours after our lesson. Homework can contain exercises from various textbooks on Russian as a foreign language and individual training materials that I will design specifically for you. Also, for your practicing Russian I provide you with links to audio and video on the Internet and my own prepared materials along with them.
I offer consultations on the Methodology of Teaching Russian as a Foreign Language on Skype.
During our first meeting (35−45 minutes) we get to know each other. We will talk about your professional interests and plans, your wishes and expectations about this course, and about the approximate number of classes. I answer all your questions. Based on our conversation, I prepare an individual program for you and send it to you before our classes start. (You can see the approximate program on my website page. «Methodology of Teaching Russian as a Foreign Language».) Our first meeting is free.
The number of our consultations depends on your wishes and what type of classes you choose. My teaching methods and related materials are flexible to your learning preferences. Topics that I offer to you in this course can be studied on your own (in that case we can discuss their key points in our meetings on Skype) or can be set out by me during our consultation.
I offer many practical, professional tasks related to analysis of the exercises from different textbooks. This work allows you to watch your theoretical moments of teaching Russian as a foreign language in an applied aspect. After each class I recommend materials to study on your own. These are fragments of textbooks on the methodology of teaching foreign language and exercises for methodological analysis (from textbooks on Russian as a foreign language, audio and video, and lectures on the Internet made by specialists for Russian as a foreign language). The more you are ready to study on your own, the more training and practical materials I am ready to offer you, so, accordingly, you will need fewer consultations on Skype for this course.
In the process of studying methodological topics, I will be sending you electronic books on Russian as a foreign language, where, in my opinion, these topics are presented in the most fully and methodically correct way. Thus, by the end of our course you will have your own e-library of books associated with the learned topics. After finishing the program, I will send you an extra library of electronic books, the most popular in teaching Russian as a foreign language at the present time.
Sure, classes can be rescheduled or canceled by both the teacher and the student. I ask my students to appreciate my time and to do this no later than 4 hours before the beginning of the lesson so that I can change my teaching plans or schedule another student’s lesson for your time. I promise to do the same on my side.
Russian as a foreign language. Lessons price:
  • 60 minutes − $25.00 USD;
  • 45 minutes − $18.00 USD;
  • 90 minutes − $35.00 USD.

Methodology of Teaching Russian as a Foreign Language. Consultation Price:
  • 60 minutes − $30.00 USD.
You can make payment online using PayPal.

This post is also available in: Russian

Часто задаваемые вопросы

Преподаватель русского языка как иностранного владеет методиками, которые позволяют ему обучать студентов, даже если преподаватель не знает их родного языка, или если ни студент, ни преподаватель не владеют английским. Большинство учебников русского языка как иностранного написано как раз на основе таких методик.
Многие специалисты считают, что когда преподаватель на уроке много времени говорит на родном языке обучаемого или языке-посреднике, это «расслабляет» студента, снижает его мотивацию к изучению языка. В результате формирование речевых навыков, важных для общения на изучаемом языке, замедляется. Скажите, зачем думать, как передать свою идею по-русски, если можно выразить ее по-английски, и преподаватель тебя поймет? Зачем вспоминать подходящее слово для вашей фразы на русском языке, если можно сказать его по-английски, повторить за преподавателем русский эквивалент, и … тут же успешно его забыть. Преподаватель перевёл русскую фразу на ваш родной язык, вы поняли ее смысл, но… вряд ли сможете повторить или построить аналогичную.
Я владею английским языком и использую его на уроке, если есть методическая необходимость. Некоторые слова и фразы я перевожу на английский или предлагаю студенту посмотреть их значение в словаре. Мои студенты знают мое правило: «чем больше времени они изучают русский язык, тем «хуже» я владею английским.
Профессиональный преподаватель русского языка как иностранного имеет также специфическое умение. Он может разговаривать с каждым студентом на русском языке того уровня сложности, на котором его ученик способен общаться. Если вы поприсутствуете на моих занятиях, вы заметите, что общение на элементарном уровне и на продвинутом может быть интересным и содержательным.
На нашей первой встрече (20−30 минут) мы знакомимся друг с другом. Эта встреча-знакомство не оплачивается.
Я интересуюсь, почему вы хотите изучать язык, как планируете в дальнейшем его использовать, чем бы вы хотели заниматься на наших занятиях.  Если вы изучали русский язык раньше, я предложу вам тестовые задания, которые вы сможете выполнить к следующему занятию. Также мы обсуждаем условия проведения наших занятий. Сколько раз в неделю вы хотели бы заниматься? В какое время? Сколько времени будет продолжаться занятие? Первая встреча поможет мне лучше спланировать наши будущие уроки  и подобрать учебные материалы специально для вас. Если условия нас устраивают, мы договариваемся о первом учебном занятии.
На первую встречу вы можете пригласить помощника или переводчика, который владеет русским, английским или вашим родным языком.
Да, вы можете заказать бесплатный пробный урок (20−30 минут), который мы проведём по окончании встречи-знакомства.
В обучении русскому языку как иностранному я использую коммуникативный метод. На занятиях мы будем общаться (разговаривать, слушать обучающие и аутентичные аудио, смотреть видео, читать то, что будет интересно вам, писать о том, что вы захотите выразить на бумаге).
Конечно, вам понадобится знание лексики и грамматики, особенно если вы только начали изучать русский язык. Мы будем выполнять упражнения по грамматике и повторять слова, но только в том объеме, в каком  это знание актуально для вас на данном этапе освоения языка. Эти лексические и грамматические средства помогут вам выразить свои идеи грамотно по-русски. Это будут увлекательные и интересные упражнения, задания в игровой форме. Вы сможете рассказывать о себе, своей жизни и интересах и при этом повторять и усваивать нужные грамматические конструкции и слова.
Любой преподаватель скажет вам, что идеального учебника русского языка как иностранного не существует. Каждый учебник имеет свои плюсы и минусы, отвечает одним потребностям и интересам ученика и не отвечает другим.
Для каждого своего ученика я подбираю основной учебник, т.е. такой, по которому он сможет заниматься дома, следить, какой материал уже изучен, при необходимости возвращаться к нему и повторять. Кроме основного учебника, подобранного именно для вас, я использую авторские разработки и фрагменты других учебных пособий, которые позволят вам лучше усвоить изучаемый материал, сделают процесс обучения более эффективным.
За время наших занятий вы накапливаете и систематизируете материалы, подготовленные именно для нас, и в результате получаете индивидуальный учебный комплекс, который содержит все изученные вами темы, выполненные задания. Как правило, мои ученики используют этот комплекс как «копилку» своих достижений и возможность вспоминать и повторять изученное.
Выбор продолжительности занятия зависит от того, какой формат изучения русского языка вы предпочитаете: классические регулярные занятия, интенсивный курс или уроки-консультации. Мой опыт показывает, что оптимальным вариантом является занятие продолжительностью 60 минут.
Если вы выбираете интенсивный курс, желаете использовать время урока для максимального погружения в процесс общения, ваш урок может продолжаться 90 минут.
Если вы планируете заниматься  в скайпе, то я рекомендую выбирать занятие продолжительностью 60 минут. Мой опыт работы с учениками в реальных встречах и в скайпе показал, что один и тот же человек начинает чувствовать утомление и снижение концентрации внимания быстрее, если он занимается в скайпе.
Если вам 14−18 лет, то я рекомендую начать обучение с уроков продолжительностью 45 минут.
Если вы только начинаете изучать русский язык, то я рекомендую заниматься с преподавателем 2−3 раза в неделю. Если вы владеете русским языком на продвинутом уровне и можете заниматься самостоятельно, то вам может быть достаточно одного урока в неделю. На этом уроке вы сможете получить мою обратную связь о ваших успехах и задания для самостоятельной работы.
Вы решаете сами, сколько раз в неделю вы хотели бы заниматься. Я могу лишь посоветовать оптимальный для вас график, но выбор за вами. Своим ученикам я рекомендую придерживаться следующего графика.
Начальный этап
  • А1. Элементарный  (Elementary);
  • А2. Базовый (Pre-intermediate)
  • 2−3 раза в неделю по 60−90 минут
Основной этап
  • А 2. Базовый (Pre-intermediate)
  • В 1. Пороговый (Intermediate)
  • 2−3 раза в неделю по 60 минут
Продвинутый этап
  • В 2. Пороговый продвинутый (Advanced; Upper-intermediate);
  • С 1. Свободное владение (Proficiency)
  • 1−2 раза в неделю по 60 минут
  • 1 раз в неделю по 90 минут
 

Этот тот необходимый минимум, который позволит вам чувствовать себя успешным в овладении языком. Несомненно, занятия могут проходить и чаще, и реже. Обычно я оставляю выбор за учеником, но важно понимать, что ваши достижения в языке зависят от правильно составленного графика занятий.
На каждом занятии вы учитесь общаться устно и письменно. Общение предполагает, что мы что-то обсуждаем с собеседником, то есть говорим сами, задаем вопросы и слушаем его, стараемся понять чужую позицию, узнаем что-то новое с помощью чтения и передаем информацию с помощью письма. Нам трудно будет общаться, если мы не владеем инструментом общения − фонетическими, лексическими и грамматическими навыками. Эти факторы и определяют структуру урока. Как правило, занятие по русскому языку как иностранному включает:
  • Приветствие и обмен новостями НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ! (с первых дней независимо от уровня владения языком).
  • Речевой этикет (использование разговорных формул приветствия, благодарности, извинения, просьбы и др.).
  • Устное общение (диалоги с преподавателем, монологи учеников, прослушивание текстов и беседа на основе услышанного).
  • Чтение (самостоятельное чтение текстов, беседа по вопросам, обсуждение проблем текстов).
  • Письменная работа (написание минитекстов / эссе в зависимости от уровня владения языком).
  • Знакомство с фактами культуры (от этимологии слов «Здравствуйте», «Спасибо» до обсуждения произведений русских классиков).
  • Лексико-грамматическая часть (работа с наглядными материалами и грамматическими таблицами, лексико-грамматические упражнения, игры и т.п.).
  • Корректировочные фонетические упражнения.
Когда я готовлюсь к вашему занятию, я планирую домашнее задание для вас. Это такой объём самостоятельной работы, который позволяет вам закрепить знания, полученные на уроке, использовать их на практике в упражнениях, подготовит вас к восприятию материала нашего следующего занятия.
Мой опыт преподавания русского языка как иностранного показывает, что выполнять домашнее задание регулярно очень важно для успешной речевой практики. Я – за домашнее задание, но предлагаю его по желанию ученика. Конечно же, что наше общение на занятии будет более продуктивным, творческим и, как следствие, более естественным и интересным, если вы подготовитесь заранее. И в этом ответственность моего ученика. Если он не хочет, не может, не успел… Не беда, это его выбор. Просто мы пойдем дальше немного медленнее, потратив время на те упражнения, которые он мог бы выполнить самостоятельно.
В данное время я преподаю русский язык как иностранный своим ученикам и сама изучаю английский язык в скайпе. Мой опыт как преподавателя, так и ученика  позволяют сделать мои уроки наиболее эффективными для вас.
На уроке русского языка, который проводится в скайпе, вы будете чувствовать себя так же комфортно и в то же время можете испытывать те же ограничения, которые чувствуете при общении с друзьями, родными и коллегами в скайпе. В эпоху онлайн-образования многие люди уже оценили, насколько удобно заниматься иностранными языками в скайпе в привычной для них домашней атмосфере в удобное время. Они чувствуют себя уверенно и расслабленно перед монитором, по ту сторону которого они видят своего собеседника.
Несомненно, обучение в скайпе требует от преподавателя определенного мастерства и опыта, умения поддерживать контакт и интерес студента, следить за его активностью и утомляемостью. Преподавателю нужны учебные материалы, представленные в демонстрационных форматах, к которым ученик также сможет иметь доступ. Преподавателю важно знать электронные ресурсы, сайты и платформы в интернете, которые можно рекомендовать студентам для самостоятельной работы и закрепления знаний, полученных на занятии.
Мы назначаем урок в удобное для вас время, и за 2−3 минуты до начала я приглашаю вас на онлайн-встречу кратким сообщением в скайпе. Наш урок начинается с обсуждения новостей и вашего рабочего настроения. Далее мы повторяем изученный материал, который будет необходим вам на данном уроке, а также обсуждаем трудности, возникшие у вас при выполнении домашнего задания. Основная часть занятия, как правило, включает схематическое представление нового материала (грамматическое правило, печатный или аудиотекст, видео и др.), его обсуждение. В диалоге со мной вы практикуетесь в использовании грамматических конструкций и новых слов в общении на русском языке. Такие возможности скайпа, как обмен сообщениями и демонстрация экрана, помогают нам видеть текст, картинки, фрагменты видео, необходимые для урока. Вы также можете демонстрировать мне экран своего компьютера, когда мы обсуждаем выполненные вами задания или вы рассказываете о себе и своих новостях.
За годы моей работы с учениками в скайпе я разработала десятки таблиц, схем, картинных словарей, методических материалов к художественным текстам и аутентичным видео, предназначенных для работы онлайн. Я обладаю большой библиотекой электронных изданий для изучающих русский язык как иностранный. В зависимости от ваших потребностей и интересов мы обращаемся к этим материалам или фрагментам из них.
В процессе обучения у вас накапливается материал, который в любой момент поможет вам вспомнить и систематизировать то, что вы уже изучили.
По итогам урока я готовлю индивидуальный лист с домашним заданием, который высылаю вам в течение 2−10 часов после урока. Домашнее задание может содержать упражнения из различных учебников, а также задания, подготовленные мной специально для вас. Для самостоятельной работы я предлагаю ссылки на аудио и видео в интернете и мои авторские разработки к ним.
Я провожу консультации по методике преподавания русского языка как иностранного.
На нашей первой встрече (35−45 минут) мы знакомимся друг с другом. Мы обсуждаем ваши планы, пожелания и оговариваем примерное количество занятий. Я отвечаю на ваши вопросы. На основании нашей беседы я готовлю индивидуальную программу для вас и высылаю вам до начала занятий. (С примерной программой вы можете ознакомиться на странице сайте. См. файл «Методика обучения русскому языку как иностранному. Программа курса (PDF)».) Первая встреча проходит без оплаты.
Количество наших встреч зависит от ваших пожеланий и формата занятий, который вы выбираете. Система работы с материалами курса гибкая. Темы, которые я предлагаю для изучения, могут быть освоены вами самостоятельно (и тогда на нашей встрече в скайпе мы лишь обсуждаем ключевые моменты) либо изложены мною на наших встречах.
Я предлагаю много практических заданий на анализ упражнений учебников, которые позволяют увидеть теоретические моменты преподавания русского языка в прикладном аспекте. После каждого занятия я рекомендую материалы для самостоятельного изучения (фрагменты учебников по методике преподавания РКИ; материалы для методического анализа из учебников русского языка как иностранного; профессионально подготовленные аудиоматериалы и видеолекции в интернете, содержащие дополнительную информацию по теме, которую мы обсуждаем и т.п.). Чем больше вы готовы заниматься самостоятельно, тем больше материалов для самостоятельной работы я готова вам предложить, тем, соответственно, меньшее количество встреч в скайпе будет содержать курс.
По мере изучения методических тем я высылаю вам электронные книги для иностранных студентов, в которых, с моей точки зрения, данные темы представлены наиболее полно и методически целесообразно. Таким образом, у вас формируется библиотека пособий. В конце курса я предлагаю дополнительную  библиотеку электронных пособий, наиболее популярных и востребованных в обучении русскому языку как иностранному в настоящее время.
В жизни бывает всякое, и занятия могут отменяться или переноситься как преподавателем, так и учеником. Обычно я прошу это делать не позднее, чем за 4 часа до начала урока, чтобы я смогла скорректировать свои рабочие планы или пригласить на ваше время другого ученика. Я обещаю делать то же со своей стороны.
Стоимость занятия по русскому языку как иностранному:
  • 60 минут – 25 долларов США;
  • 45 минут – 18 долларов США;
  • 90 минут – 35 долларов США.

Стоимость консультации по методике обучения русскому языку как иностранному (60 минут):
  •  30 долларов США.
Оплата осуществляется через платёжную систему PayPal.

This post is also available in: Английский