Часто задаваемые вопросы

Преподаватель русского языка как иностранного владеет методиками, которые позволяют ему обучать студентов, даже если преподаватель не знает их родного языка, или если ни студент, ни преподаватель не владеют английским. Большинство учебников русского языка как иностранного написано как раз на основе таких методик.
Многие специалисты считают, что когда преподаватель на уроке много времени говорит на родном языке обучаемого или языке-посреднике, это «расслабляет» студента, снижает его мотивацию к изучению языка. В результате формирование речевых навыков, важных для общения на изучаемом языке, замедляется. Скажите, зачем думать, как передать свою идею по-русски, если можно выразить ее по-английски, и преподаватель тебя поймет? Зачем вспоминать подходящее слово для вашей фразы на русском языке, если можно сказать его по-английски, повторить за преподавателем русский эквивалент, и … тут же успешно его забыть. Преподаватель перевёл русскую фразу на ваш родной язык, вы поняли ее смысл, но… вряд ли сможете повторить или построить аналогичную.
Я владею английским языком и использую его на уроке, если есть методическая необходимость. Некоторые слова и фразы я перевожу на английский или предлагаю студенту посмотреть их значение в словаре. Мои студенты знают мое правило: «чем больше времени они изучают русский язык, тем «хуже» я владею английским.
Профессиональный преподаватель русского языка как иностранного имеет также специфическое умение. Он может разговаривать с каждым студентом на русском языке того уровня сложности, на котором его ученик способен общаться. Если вы поприсутствуете на моих занятиях, вы заметите, что общение на элементарном уровне и на продвинутом может быть интересным и содержательным.
На нашей первой встрече (20−30 минут) мы знакомимся друг с другом. Эта встреча-знакомство не оплачивается.
Я интересуюсь, почему вы хотите изучать язык, как планируете в дальнейшем его использовать, чем бы вы хотели заниматься на наших занятиях.  Если вы изучали русский язык раньше, я предложу вам тестовые задания, которые вы сможете выполнить к следующему занятию. Также мы обсуждаем условия проведения наших занятий. Сколько раз в неделю вы хотели бы заниматься? В какое время? Сколько времени будет продолжаться занятие? Первая встреча поможет мне лучше спланировать наши будущие уроки  и подобрать учебные материалы специально для вас. Если условия нас устраивают, мы договариваемся о первом учебном занятии.
На первую встречу вы можете пригласить помощника или переводчика, который владеет русским, английским или вашим родным языком.
Да, вы можете заказать бесплатный пробный урок (20−30 минут), который мы проведём по окончании встречи-знакомства.
В обучении русскому языку как иностранному я использую коммуникативный метод. На занятиях мы будем общаться (разговаривать, слушать обучающие и аутентичные аудио, смотреть видео, читать то, что будет интересно вам, писать о том, что вы захотите выразить на бумаге).
Конечно, вам понадобится знание лексики и грамматики, особенно если вы только начали изучать русский язык. Мы будем выполнять упражнения по грамматике и повторять слова, но только в том объеме, в каком  это знание актуально для вас на данном этапе освоения языка. Эти лексические и грамматические средства помогут вам выразить свои идеи грамотно по-русски. Это будут увлекательные и интересные упражнения, задания в игровой форме. Вы сможете рассказывать о себе, своей жизни и интересах и при этом повторять и усваивать нужные грамматические конструкции и слова.
Любой преподаватель скажет вам, что идеального учебника русского языка как иностранного не существует. Каждый учебник имеет свои плюсы и минусы, отвечает одним потребностям и интересам ученика и не отвечает другим.
Для каждого своего ученика я подбираю основной учебник, т.е. такой, по которому он сможет заниматься дома, следить, какой материал уже изучен, при необходимости возвращаться к нему и повторять. Кроме основного учебника, подобранного именно для вас, я использую авторские разработки и фрагменты других учебных пособий, которые позволят вам лучше усвоить изучаемый материал, сделают процесс обучения более эффективным.
За время наших занятий вы накапливаете и систематизируете материалы, подготовленные именно для нас, и в результате получаете индивидуальный учебный комплекс, который содержит все изученные вами темы, выполненные задания. Как правило, мои ученики используют этот комплекс как «копилку» своих достижений и возможность вспоминать и повторять изученное.
Выбор продолжительности занятия зависит от того, какой формат изучения русского языка вы предпочитаете: классические регулярные занятия, интенсивный курс или уроки-консультации. Мой опыт показывает, что оптимальным вариантом является занятие продолжительностью 60 минут.
Если вы выбираете интенсивный курс, желаете использовать время урока для максимального погружения в процесс общения, ваш урок может продолжаться 90 минут.
Если вы планируете заниматься  в скайпе, то я рекомендую выбирать занятие продолжительностью 60 минут. Мой опыт работы с учениками в реальных встречах и в скайпе показал, что один и тот же человек начинает чувствовать утомление и снижение концентрации внимания быстрее, если он занимается в скайпе.
Если вам 14−18 лет, то я рекомендую начать обучение с уроков продолжительностью 45 минут.
Если вы только начинаете изучать русский язык, то я рекомендую заниматься с преподавателем 2−3 раза в неделю. Если вы владеете русским языком на продвинутом уровне и можете заниматься самостоятельно, то вам может быть достаточно одного урока в неделю. На этом уроке вы сможете получить мою обратную связь о ваших успехах и задания для самостоятельной работы.
Вы решаете сами, сколько раз в неделю вы хотели бы заниматься. Я могу лишь посоветовать оптимальный для вас график, но выбор за вами. Своим ученикам я рекомендую придерживаться следующего графика.
Начальный этап
  • А1. Элементарный  (Elementary);
  • А2. Базовый (Pre-intermediate)
  • 2−3 раза в неделю по 60−90 минут
Основной этап
  • А 2. Базовый (Pre-intermediate)
  • В 1. Пороговый (Intermediate)
  • 2−3 раза в неделю по 60 минут
Продвинутый этап
  • В 2. Пороговый продвинутый (Advanced; Upper-intermediate);
  • С 1. Свободное владение (Proficiency)
  • 1−2 раза в неделю по 60 минут
  • 1 раз в неделю по 90 минут
 

Этот тот необходимый минимум, который позволит вам чувствовать себя успешным в овладении языком. Несомненно, занятия могут проходить и чаще, и реже. Обычно я оставляю выбор за учеником, но важно понимать, что ваши достижения в языке зависят от правильно составленного графика занятий.
На каждом занятии вы учитесь общаться устно и письменно. Общение предполагает, что мы что-то обсуждаем с собеседником, то есть говорим сами, задаем вопросы и слушаем его, стараемся понять чужую позицию, узнаем что-то новое с помощью чтения и передаем информацию с помощью письма. Нам трудно будет общаться, если мы не владеем инструментом общения − фонетическими, лексическими и грамматическими навыками. Эти факторы и определяют структуру урока. Как правило, занятие по русскому языку как иностранному включает:
  • Приветствие и обмен новостями НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ! (с первых дней независимо от уровня владения языком).
  • Речевой этикет (использование разговорных формул приветствия, благодарности, извинения, просьбы и др.).
  • Устное общение (диалоги с преподавателем, монологи учеников, прослушивание текстов и беседа на основе услышанного).
  • Чтение (самостоятельное чтение текстов, беседа по вопросам, обсуждение проблем текстов).
  • Письменная работа (написание минитекстов / эссе в зависимости от уровня владения языком).
  • Знакомство с фактами культуры (от этимологии слов «Здравствуйте», «Спасибо» до обсуждения произведений русских классиков).
  • Лексико-грамматическая часть (работа с наглядными материалами и грамматическими таблицами, лексико-грамматические упражнения, игры и т.п.).
  • Корректировочные фонетические упражнения.
Когда я готовлюсь к вашему занятию, я планирую домашнее задание для вас. Это такой объём самостоятельной работы, который позволяет вам закрепить знания, полученные на уроке, использовать их на практике в упражнениях, подготовит вас к восприятию материала нашего следующего занятия.
Мой опыт преподавания русского языка как иностранного показывает, что выполнять домашнее задание регулярно очень важно для успешной речевой практики. Я – за домашнее задание, но предлагаю его по желанию ученика. Конечно же, что наше общение на занятии будет более продуктивным, творческим и, как следствие, более естественным и интересным, если вы подготовитесь заранее. И в этом ответственность моего ученика. Если он не хочет, не может, не успел… Не беда, это его выбор. Просто мы пойдем дальше немного медленнее, потратив время на те упражнения, которые он мог бы выполнить самостоятельно.
В данное время я преподаю русский язык как иностранный своим ученикам и сама изучаю английский язык в скайпе. Мой опыт как преподавателя, так и ученика  позволяют сделать мои уроки наиболее эффективными для вас.
На уроке русского языка, который проводится в скайпе, вы будете чувствовать себя так же комфортно и в то же время можете испытывать те же ограничения, которые чувствуете при общении с друзьями, родными и коллегами в скайпе. В эпоху онлайн-образования многие люди уже оценили, насколько удобно заниматься иностранными языками в скайпе в привычной для них домашней атмосфере в удобное время. Они чувствуют себя уверенно и расслабленно перед монитором, по ту сторону которого они видят своего собеседника.
Несомненно, обучение в скайпе требует от преподавателя определенного мастерства и опыта, умения поддерживать контакт и интерес студента, следить за его активностью и утомляемостью. Преподавателю нужны учебные материалы, представленные в демонстрационных форматах, к которым ученик также сможет иметь доступ. Преподавателю важно знать электронные ресурсы, сайты и платформы в интернете, которые можно рекомендовать студентам для самостоятельной работы и закрепления знаний, полученных на занятии.
Мы назначаем урок в удобное для вас время, и за 2−3 минуты до начала я приглашаю вас на онлайн-встречу кратким сообщением в скайпе. Наш урок начинается с обсуждения новостей и вашего рабочего настроения. Далее мы повторяем изученный материал, который будет необходим вам на данном уроке, а также обсуждаем трудности, возникшие у вас при выполнении домашнего задания. Основная часть занятия, как правило, включает схематическое представление нового материала (грамматическое правило, печатный или аудиотекст, видео и др.), его обсуждение. В диалоге со мной вы практикуетесь в использовании грамматических конструкций и новых слов в общении на русском языке. Такие возможности скайпа, как обмен сообщениями и демонстрация экрана, помогают нам видеть текст, картинки, фрагменты видео, необходимые для урока. Вы также можете демонстрировать мне экран своего компьютера, когда мы обсуждаем выполненные вами задания или вы рассказываете о себе и своих новостях.
За годы моей работы с учениками в скайпе я разработала десятки таблиц, схем, картинных словарей, методических материалов к художественным текстам и аутентичным видео, предназначенных для работы онлайн. Я обладаю большой библиотекой электронных изданий для изучающих русский язык как иностранный. В зависимости от ваших потребностей и интересов мы обращаемся к этим материалам или фрагментам из них.
В процессе обучения у вас накапливается материал, который в любой момент поможет вам вспомнить и систематизировать то, что вы уже изучили.
По итогам урока я готовлю индивидуальный лист с домашним заданием, который высылаю вам в течение 2−10 часов после урока. Домашнее задание может содержать упражнения из различных учебников, а также задания, подготовленные мной специально для вас. Для самостоятельной работы я предлагаю ссылки на аудио и видео в интернете и мои авторские разработки к ним.
Я провожу консультации по методике преподавания русского языка как иностранного.
На нашей первой встрече (35−45 минут) мы знакомимся друг с другом. Мы обсуждаем ваши планы, пожелания и оговариваем примерное количество занятий. Я отвечаю на ваши вопросы. На основании нашей беседы я готовлю индивидуальную программу для вас и высылаю вам до начала занятий. (С примерной программой вы можете ознакомиться на странице сайте. См. файл «Методика обучения русскому языку как иностранному. Программа курса (PDF)».) Первая встреча проходит без оплаты.
Количество наших встреч зависит от ваших пожеланий и формата занятий, который вы выбираете. Система работы с материалами курса гибкая. Темы, которые я предлагаю для изучения, могут быть освоены вами самостоятельно (и тогда на нашей встрече в скайпе мы лишь обсуждаем ключевые моменты) либо изложены мною на наших встречах.
Я предлагаю много практических заданий на анализ упражнений учебников, которые позволяют увидеть теоретические моменты преподавания русского языка в прикладном аспекте. После каждого занятия я рекомендую материалы для самостоятельного изучения (фрагменты учебников по методике преподавания РКИ; материалы для методического анализа из учебников русского языка как иностранного; профессионально подготовленные аудиоматериалы и видеолекции в интернете, содержащие дополнительную информацию по теме, которую мы обсуждаем и т.п.). Чем больше вы готовы заниматься самостоятельно, тем больше материалов для самостоятельной работы я готова вам предложить, тем, соответственно, меньшее количество встреч в скайпе будет содержать курс.
По мере изучения методических тем я высылаю вам электронные книги для иностранных студентов, в которых, с моей точки зрения, данные темы представлены наиболее полно и методически целесообразно. Таким образом, у вас формируется библиотека пособий. В конце курса я предлагаю дополнительную  библиотеку электронных пособий, наиболее популярных и востребованных в обучении русскому языку как иностранному в настоящее время.
В жизни бывает всякое, и занятия могут отменяться или переноситься как преподавателем, так и учеником. Обычно я прошу это делать не позднее, чем за 4 часа до начала урока, чтобы я смогла скорректировать свои рабочие планы или пригласить на ваше время другого ученика. Я обещаю делать то же со своей стороны.
Стоимость занятия по русскому языку как иностранному:
  • 60 минут – 25 долларов США;
  • 45 минут – 18 долларов США;
  • 90 минут – 35 долларов США.

Стоимость консультации по методике обучения русскому языку как иностранному (60 минут):
  •  30 долларов США.
Оплата осуществляется через платёжную систему PayPal.

This post is also available in: Английский